Говорим о русском языке и лингвистике. Почему мы ссоримся из-за слов? Не пора ли спасать русский язык? Какой будет наша речь через пять-десять лет? Ведущие — научный руководитель «Грамоты.ру», научный сотрудник Института русского языка РАН Владимир Пахомов и журналист Александр Садиков.
Этот подкаст раньше выходил на «Медузе», а теперь его выпускает студия «Техника речи»
Мы выходим из школы с ощущением, что в языке все однозначно. Кажется, что ударения надо просто запомнить, а правильным может быть только один вариант. О том, что допустимо говорить вклю́чит, что многие слова могут произноситься по-разному (и это не ошибка),
Этот подкаст раньше выходил на «Медузе», а теперь его выпускает студия «Техника речи»
Мы выходим из школы с ощущением, что в языке все однозначно. Кажется, что ударения надо просто запомнить, а правильным может быть только один вариант. О том, что допустимо говорить вклю́чит, что многие слова могут произноситься по-разному (и это не ошибка), чаще всего умалчивают. Какие еще мифы об ударениях закладываются в школе и почему орфоэпии уделяется так мало внимания на уроках русского?
Да, в первом сезоне (год назад) Владимир Пахомов и Александр Садиков уже говорили о том, как складываются орфоэпические нормы и как они меняются сегодня. Теперь ведущие решили посмотреть, как эти изменения отражаются в школьной программе (почти никак).
В выпуске:
Почему мы всегда замечаем ошибки в ударениях и как мы определяем серьезность ошибок? Шарфы́ не раздражает? А зво́нит?
Что происходит с сочетанием «чн» и почему произношение скучный через «шн» скоро исчезнет?
Портфель, библиотека, буржуазия: почему в учебниках дают списки слов, ударение в которых уже давно не вызывает трудностей?
Фонетический разбор слова: зачем он нужен? Как делить слова на слоги (оказывается, даже об этом лингвисты спорят)?
А также:
Лингвисты внесли в орфографический академический ресурс РАН несколько сотен новых слов, в том числе слово вега́н. Неужели так правильно? А как же вариант ве́ган?