Портрет Николая II в серой тужурке Валентин Серов написал в 1900 за несколько сеансов. Художнику предложили фото царя и его мундир лейб-гвардии Преображенского полка. Серов сказал, что не пишет живых по фотографии. С пониманием Николай II согласился позировать лично. Портрет предназначался в подарок императрице Александре Федоровне, отсюда
Портрет Николая II в серой тужурке Валентин Серов написал в 1900 за несколько сеансов. Художнику предложили фото царя и его мундир лейб-гвардии Преображенского полка. Серов сказал, что не пишет живых по фотографии. С пониманием Николай II согласился позировать лично. Портрет предназначался в подарок императрице Александре Федоровне, отсюда его камерность и простота – нет в нем ни имперского величия, ни царского достоинства. Константин Коровин позднее скажет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…» Во время сеанса в комнату вошла супруга и стала резко критиковать картину. Серов был ошарашен и …предложил ей самой закончить работу. Рассердившись, та молча вышла. Понимая, что портрет может быть уничтожен или спрятан в чулан, Серов сделал авторскую копию – писал для себя, живыми широкими мазками как импрессионист. Известна история с этим портретом: Серов пришел в редакцию журнала «Мир Искусства» раньше всех и решил пошутить. Принесенный с собой портрет поставил так, чтобы руки Николая II опирались на край стола, а верх картины замаскировал. Каждый вошедший столбенел при виде «настоящего живого царя». Эффект все превзошел ожидания!
В октябре 17 года после штурма Зимнего ученики Серова видели, как из дворца солдаты волокут взятый в спальне императрицы портрет Николая II. Он был исколот штыками… В Третьяковке хранится именно серовская версия «домашнего» портрета последнего русского царя.