Мы исследуем повседневность — в прошлом и настоящем, российскую и не только. Нас интересует то, как люди живут, и то, что они для себя выбирают как поприще, как цель или как миф. К разговору на эту тему мы приглашаем ученых и практиков, готовых обсуждать ее на своем материале.
Выпуск № 2. Тема – «Фактор адресата»
Ведущие – Инна Веселова, Юлия Мариничева, Евгений Слесарь.
АНОНС:
О соотношении фольклорного и театрального перформансов. Импровизация, уникальное исполнение и категория естественного.
Исследование театра «вне текста»: поиск первых элементов театра и компромиссных форм. Междисциплинарность
Выпуск № 2. Тема – «Фактор адресата»
Ведущие – Инна Веселова, Юлия Мариничева, Евгений Слесарь.
АНОНС:
О соотношении фольклорного и театрального перформансов. Импровизация, уникальное исполнение и категория естественного.
Исследование театра «вне текста»: поиск первых элементов театра и компромиссных форм. Междисциплинарность и детеатрализация.
Черты нового театра ("алогичность, коллажность, резомность, включение неупорядочных стихийных игровых структур"). А также – театр неповторения и антиавтоматизма, подготовка нового зрителя и перформативная инициативность.
Хеппенинг как комплекс случайных и стабильных элементов. Стабильная структура, переменность постоянных, внутренняя импровизация и 31 сказочная функция.
От реквизита к предмету и миру. Категория естественного и ситуация предлагаемых обстоятельств.
Зритель в театре перформанса: фактор адресата. Соучастие и/или иллюзия равных конвенций с допустимой формой случайностей.
Режиссер как ритуальный специалист. Легитимность ритуала в представлениях советских и постсоветских домов культуры.
01:11
Александр Николаевич Веселовский (1838 – 1906)
Русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, ординарный академик Петербургской академии наук (с 1881). Тайный советник
01:11
Синкретизм
в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов искусства, свойственная ранним стадиям его развития. В определении А.Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».
02 : 20
Альберт Лорд (1912 — 1991)
Профессор славистики и сравнительного литературоведения в Гарвардском университете, после смерти Милмана Пэрри продолжил его исследования южнославянского устного эпоса в его сравнении с эпосом Гомера.
02 : 04
Милман Пэрри (1902 – 1935)
американский филолог-классик, фольклорист, обосновал «устную теорию» исследования Гомера
03 : 39
Ежи Мариан Гротовский (1933 —1999)
польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра.
форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.
22:20
Джон Милтон Кейдж (1912 – 1992)
американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Считается основоположником хеппенинга как представления с элементами случайности. Первое такое представление Кейдж осуществил в 1952 году
25:53
Пьер Нора (род. в 1931 г.)
французский историк, автор концепции «мест памяти». Президент ассоциации «За свободу истории». Исследователь исторической памяти. Известен по монументальному изданию «Места памяти» (Les Lieux de mémoire).
31: 01
Николай Николаевич Евреинов (1879 – 1953)
русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ, актёр, музыкант, художник и психолог.
32:17
Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970)
Филолог, фольклорист, профессор ЛГУ. Получил мировое признание как автор книги «Морфология сказки», является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из создателей современной нарратологии.
32:49
Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок
Вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
33:18
Петрушка (мусью Подчинель, мусью Паршинель, а также Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй)
Персонаж русского народного кукольного театра , главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы
49:24
Маргарет Мид (1901 – 1978)
американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям социализации детей и подростков в Полинезии. Основательница Института сравнительной культурологии, член Национальной академии наук США (1975)
49: 24
Грегори Бейтсон (1904 – 1980)
британо-американский учёный, работы которого носят междисциплинарный характер — они связаны с эпистемологией, кибернетикой, теорией информации, антропологией, теориями социализации и коммуникации, экологии.
49:25
Транс и танец на Бали Фильм Бейтсона и Маргарет Мид, короткометражный документальный фильм, снятый антропологами Маргарет Мид и Грегори Бейтсоном во время их исследования Бали в 1930х гг. Фильм вышел в 1951 г.